Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня поговорим о развитии у ребенка такой важной функции, как фонематическое восприятие.

Что же такое фонематический слух и почему так важно его развивать в дошкольном возрасте?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть возможность различения звуков речи на слух. Зачастую дети путают речевые звуки на слух, не могут определить место нахождения звука в словах и т.д. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово является важнейшей предпосылкой для обучения чтению и письму в дальнейшем.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в достаточной степени лексико-грамматическим строем речи русского языка, тормозит развитие связной речи.

Как мы можем помочь ребёнку?

 На начальных этапах учимся различать неречевые звуки. На первых порах можно научиться различать звуки за окном:  Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем можно познакомить ребенка со звуками, которые издают различные предметы. Например, мяч, ударяясь об пол, шарик, перекатываясь в стеклянной банке, бумага или газета. Если её разорвать или снять, звон колокольчика и т.д.

Следующий этап – это уж непосредственно различение речевых звуков. Предложу несколько игр, в которые можно поиграть совместно родителям и детям в домашних условиях.

Игра «Поймай звук». Начинаем с гласных звуков (а,о,у,э,ы). Договариваемся с ребенком, какой звук будем ловить, называем различные гласные звуки, когда услышишь, например звук А, хлопай, т.е. лови его. Далее можно ловить согласные звуки, слоги, слова, начинающиеся на определённый звук, либо слова, в которых есть загаданный звук.

Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только те вещи, начинающихся на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку.

Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов на заданный звук. Опять же, лучше начинать с гласных звуков. Например, придумываем слова на звук У.

Игра «Цепочка». Называется слово, например, дом, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука. В данном случае, придумывает слово на звук М.

Играть нужно, когда ребенок в хорошем настроении, не устал, не болен. Не нужно превращать игру в учебное занятие. Пусть будет весело и интересно! Тогда ребенок с удовольствием поддержит вас и захочет поиграть. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. Данные игры, параллельно с развитием фонематического слуха, развивают внимание, память и воображение.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога