Сегодня расскажу об особенностях развития памяти и внимания у детей с задержкой психического развития, а также некоторых педагогических технологиях, используемых в коррекционной работе по развитию данных психических процессов в условиях специального образования.

 Наряду с коррекционно-развивающей работой по развитию восприятия, мышления, внимания и памяти очень важна организация режима дня, продолжительности сна и рационального распределения часов труда и отдыха, при котором соблюдаются благоприятные условия для восстановления сил и уравновешенности нервных процессов ребенка.

Важна значимость контроля времяпровождение ребенка с гаджетами (телефонами, планшетами и др.). Развитие внимания у детей формируется не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания ребенка в семье. Имеет большое значение приучение ребенка к самостоятельности, систематическому, дисциплинированному труду.

Коррекционная работа по развитию внимания и памяти у детей с задержкой психического развития является более длительным и более сложным процессом, чем у нормотипичных детей и должна проводиться с соблюдением специальных принципов, позволяющих повысить качество усвоения нового учебного материала.

 Во первых, это необходимость значительно большего числа повторений. Без многократных повторений наши воспитанники очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормально развивающихся сверстников.

  Во вторых, необходимо учитывать, что дети с задержкой психического развития лучше запоминают то, что вызывает у них яркие, эмоциональные переживания или непосредственный интерес.

    В третьих, для развития вышеуказанных функций задействуем максимум анализаторов ребенка: зрительный, слуховой, кинестетический, двигательный, что также эффективнее позволяет усваивать новое и закреплять уже пройденное.

   На коррекционно-развивающих занятиях по развитию внимания и памяти воспитанников, мной широко используются игровые технологии. В пользу игры приведу много положительных аргументов.

   Так, с помощью дидактической игры процесс обучения становится эмоциональным и интересным, в игре вырабатываются механизмы самообладания и саморегуляции, развивается словесно-логическое мышление. Важно, что в игре ребенок получает собственный социально-значимый опыт и учится применять полученное знание в различных ситуациях. Кроме того, дидактическая игра это игра с правилами, что также дисциплинирует ребят и воспитывает коммуникативные навыки.

Одна из любимых моими воспитанниками дидактических игр называется «Фотоаппарат». На подгрупповых занятиях дети играют между собой с помощью педагога. Детям раздаются игровые поля - квадраты, разделенные на четыре части и комплект геометрических фигур разных цветов. Один из детей создает комбинацию из фигур на своем игровом поле, другие дети запоминают ее, как бы «фотографируют» в течение нескольких секунд и  воспроизводят  тоже самое на своем игровом поле. На начальных этапах можно начать с трех фигур и не заполнять все четыре квадрата. Геометрические фигуры можно заменить буквами русского алфавита, цифрами. Данная игра развивает не только  внимание и память, но и пространственную ориентировку ребенка.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога