Сегодня хочу затронуть тему развития мелкой (ручной) моторики.

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается  недостаточность  моторных  систем  и  плохо  развитое чувство ритма, что является необходимым условием для  развития  графомоторных  навыков  как  залога  успешного  усвоения процесса письма.

У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики  пальцев  рук,  снижение  двигательной  памяти,  неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Кроме того, в состоянии общей моторики  отмечается  снижение  двигательной  памяти  и  самоконтроля, затруднения при  переключении движений у большинства детей, нарушения темпа и ритма движений.

Таким образом, дети  с ограниченными возможностями здоровья, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии  правильно  держать  ручку,  карандаш,  ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.

Сегодня предложу несколько упражнений  для  развития  мелких

мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).

      Проводится  массаж  и  самомассаж  кистей,  ладоней, пальцев  рук  с  использованием  вспомогательных  предметов (массажные  шарики с шипами,  прищепки,  грецкие орехи и др.).

При нарушениях моторики полезна работа с  песком, манной  крупой (рисование,  письмо на манной крупе,  перебирание  гречки,  пальчиковый  бассейн  и  т.д.),  игры (лото,  пазлы,  мозаика  и  др.),  лепка  (работа  с  пластилином    прищипывание, размазывание, скатывание колбасок).

В качестве пальчиковой гимнастики могут быть упражнения в стихотворной форме.

Упражнение «Птица и птенчики».

Птенчики в гнезде сидят 

 

Кушать птенчики хотят 

 

Мама их летит в гнездо 

 

Птенчикам несет зерно 

обхватить все пальчики правой руки

ладонью левой и шевелить ими;

ладони повернуты к себе, большие

пальцы переплетены;

ладони двигаются – птица машет

крыльями;

ладони развернуть кверху.

 

Упражнение «Стул».

Без молотка

И без гвоздей

Стул смастерим мы

Для гостей!

 

Левую руку поднять вертикально

вверх. Прямые пальцы плотно

прижать друг к другу. Правую

руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим

пальцем к себе.

Упражнение «Фонарик - шарик».

Взяли в руки мы фонарик,

А потом – воздушный шарик.

Светит, светит нам фонарик,

Запускаем в небо шарик.

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками

образовать маленькую, а затем

большую окружность.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога