Сегодня хочу затронуть тему развития мелкой (ручной) моторики.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточность моторных
систем и плохо
развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития
графомоторных навыков как
залога успешного усвоения процесса письма.
У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев
рук, снижение двигательной
памяти, неуверенность и
замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Кроме того, в состоянии общей моторики
отмечается снижение двигательной
памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства детей,
нарушения темпа и ритма движений.
Таким образом, дети
с ограниченными возможностями здоровья, отличаясь неточной координацией
и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно
держать ручку, карандаш,
ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.
Сегодня предложу несколько
упражнений для развития
мелких
мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).
Проводится массаж и
самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук
с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки,
грецкие орехи и др.).
При
нарушениях моторики полезна работа с
песком, манной крупой
(рисование, письмо на манной крупе, перебирание
гречки, пальчиковый бассейн
и т.д.), игры (лото,
пазлы, мозаика и
др.), лепка (работа
с пластилином – прищипывание,
размазывание, скатывание колбасок).
В качестве
пальчиковой гимнастики могут быть упражнения в стихотворной форме.
Упражнение «Птица и птенчики».
Птенчики в гнезде сидят Кушать птенчики хотят Мама их летит в гнездо Птенчикам несет зерно |
обхватить все пальчики правой руки ладонью левой и шевелить ими; ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены; ладони двигаются – птица машет крыльями; ладони развернуть кверху. |
Упражнение «Стул».
Без молотка И без гвоздей Стул смастерим мы Для гостей! |
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке
большим пальцем к себе. |
Упражнение «Фонарик - шарик».
Взяли в руки мы фонарик, А потом – воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, Запускаем в небо шарик. |
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу,
ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность. |
Комментарии
Отправить комментарий